M17. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЖ. МОРЕНО
Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.
Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.
Задачи диагностического исследования:
- измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
- выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
- обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Материалы для проведения диагностики.
Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения см. в табл.).
№
|
Фамилия, имя
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Итого
|
1
|
А.
|
|
|
1
|
|
|
3
|
|
3
|
|
2
|
|
|
2
|
Б.
|
2
|
|
|
2
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
|
3
|
В.
|
|
3
|
|
|
|
3
|
|
|
3
|
|
|
|
4
|
Г.
|
1
|
|
|
|
|
1
|
|
|
2
|
|
|
|
5
|
Д.
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
3
|
3
|
|
|
6
|
Е.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
3
|
3
|
|
7
|
З.
|
1
|
|
3
|
|
|
|
|
|
2
|
|
3
|
|
8
|
И.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
К.
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
Л.
|
1
|
|
1
|
2
|
|
1
|
|
1
|
|
|
3
|
|
11
|
М.
|
|
2
|
1
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
Кол-во выборов
|
5
|
7
|
6
|
7
|
0
|
10
|
7
|
4
|
16
|
11
|
12
|
79
|
Кол-во взаимных выборов
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
|
|
1
|
0,5
|
|
4,5
|
Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор "товарищи для досуга").
Порядок исследования.
Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Инструкция для учащихся:
«Отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал.
Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:
- Количество выборов ограничивается 3—5;
- разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
- испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ.
С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий
Источник: http://pershina-lytka.ucoz.net/M17.docx |