Персональный сайт Першиной Любови Семёновны

Меню сайта
Учительская
Ученикам
Родителям
Категории
Советы, рекомендации, памятки [13]
Родительское собрание [6]
Мы учимся [13]
Переменка [2]
Урок [14]
Рабочие программы [9]
Внеурочная деятельность [5]
Классный руководитель [8]
Книга творческих работ [17]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Классный руководитель

Классный час

 

Классный киночас в 4 классе   «Крепость: Щитом и мечом»

(«День народного единства»)

Першина Любовь Семёновна,

учитель начальных классов

МБОУ ООШ п.Лытка

Афанасьевский район

Цель: 

- формировать чувство гражданственности и патриотизма;

- формировать ответственность за судьбу Родины;

- дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных и предшествующих  1612 году;

- расширять кругозор учащихся;

- развивать умение делать выводы, обобщать;

- воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства. 

Оборудование:  доска, компьютер, проектор, экран, слайдовый ряд.

Предварительная работа: просмотр фильма «Крепость. Щитом и мечом» (Продолжительность фильма 1ч10 мин. После уроков в течение недели учащиеся посмотрели 1 ч.)

Оформление доски (словарная работа):

Анархия – Безвластие, отсутствие всякого управления.   

Хаос – Отсутствие порядка, полная путаница.

Восстание – Массовое вооружённое выступление против существующей власти.         

Смута – 1.   Мятеж, народные волнения (стар.). 2. Раздоры, ссоры, беспорядок.       

Ратник –  То же, что и воин (стар.)   

Китай-городисторический район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, пристроенной в 1538 году к угловым башням Московского Кремля: Беклемишевской и Арсенальной.

Партиотизм -    Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Патриот  – Человек, проникнутый патриотизмом.  

Ход мероприятия

  1. Вступление. Звучит музыка из фильма «Крепость. Щитом и мечом».

МихаилЧертищевOSTКрепостьщитомимечом_(ComedySong.ru)

Учитель. Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какие картины представили?

(С одной стороны чувство тревоги, беспокойства, беды. С другой – чувство силы, отваги, гордости.)

  1. Стихотворение «День народного единства» (Читает 1 ученик).
    С историей не спорят,
    С историей живут,
    Она объединяет
    На подвиг и на труд.
    Едино государство,
    Когда един народ,
    Когда великой силой
    Он движется вперед.
    Врага он побеждает,
    Объединившись в бой,
    И Русь освобождает,
    И жертвует собой.
    Во славу тех героев
    Живём одной судьбой,
    Сегодня День единства
    Мы празднуем с тобой!

Авт. Наталья Майданик

Учитель. 4 ноября в России отмечается «День народного единства». Вспомните, почему праздник так называется и к чему  призывает?

(В этот день много лет назад народ объединился в борьбе против врага. Это день единения, единства народа)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь. Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народам нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

  1. Словарная работа.

Учитель. Обратимся к записям на доске. Прочитаем слова, которые помогут нам сегодня лучше понять информацию. Какие слова вам знакомы, какие являются новыми?

  1. Историческая справка

Учитель. А теперь перенесёмся более чем на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась великая Смута. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний.  Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Вспомним имена, которые стали символом единения, единства силы и духа русского народа.   (На доске плакат - памятник К.Минину и Д.Пожарскому)

2 ученик. Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился,  словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Козьма Минин. 

- Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

- Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали  бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить всё, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

3 ученик. Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрии Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ученик. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Вот настоящие герои, патриоты. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Учитель. Праздник «День народного единства»  -  дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

Но до этой победы был долгий путь. В каждом городе, селе, русские люди вставали на защиту своей земли. И  не было бы  окончательной победы,  если бы не героическая стойкость легендарной крепости.

1609 год. Идёт война. Польско-литовские войска взяли в осаду город Смоленск, но русский гарнизон во главе с воеводой Михаилом Шеиным готов держать оборону до конца. Смоленск – главная крепость на пути захватчиков к Москве, и его нельзя сдавать без боя. Об этом знают даже дети.

Сегодня мы завершим просмотр фильма «Крепость:  Щитом и мечом». Это история сироты Сашки, который в силу своего возраста не годен в солдаты, но очень хочет помочь в защите города, изо всех сил старается стать помощником воеводе Михаилу Шеину. В каждом из нас живёт маленький герой, готовый совершать большие подвиги. Но, помните, любые поступки должны быть обдуманными.

Обратите внимание на название фильма. Оно имеет две части: 1-   «Крепость» , 2 - «Щитом и мечом».  Этот  означает, сначала будь защитником, потом уж нападай.

  1. Беседа по ранее просмотренной части фильма.

Вспомним некоторые эпизоды фильма  (Учащиеся описывают эпизоды).

1.

На Смоленск наступает  польская армия во главе с королём Сигизмундом III

2.

Сашка вылепил из теста бомбу, которая упала в печь.

3.

Сашка решается метнуть в лагерь бомбу из теста якобы для того, чтобы подзадержать поляков, а Фёдора посылает в город сообщить, что под городом встал поляк.

 

4.

Войдя в крепость, Сашка видит, что город готовится к обороне. Мальчишка знакомится с воеводой Михаилом Борисовичем Шеиным.

 

5.

Наутро воевода собирает жителей города в ряд с целью определения боевой направленности жителей. Во время определения Сашка нацепил усы, чтобы его тоже взяли на защиту крепости.

 

6.

Сашка замечает лазутчика в маске, забирающегося по верёвке вверх. 

7.

  

Сашка бежит под градом снарядов к крепостной стене, где помогает Шеину с пушкой. 

8.

Во вражеский стан прибывает гигантская пушка, с помощью которой поляки одним выстрелом могут пробить  брешь в крепостной стене.

 

9.

Мальчишка возвращается обратно к деду в старую баню. 

 

10.

В катакомбах мальчишка замечает горящий фитиль и по нему находит бочки с порохом. 

 

11.

  

Видя на шее дьяка серебряный нательный крест, Сашка понимает, что перед ним тот самый предатель. 

 

12.

  

В  Смоленск прибывают послы из Москвы и объявляют  приказ сдать город Сигизмунду.

13.

Польская пушка рушит крепостные стены.

  1. Просмотр фильма
  2. Итог мероприятия

Учитель. Понравился вам фильм? Назовите главную тему и основную мысль. ( Крепость. Защищать крепость, значит защищать свой город, свою страну).  Чему учит фильм? (Фильм учит  патриотизму, добру, взаимовыручке. Только сплотившись, люди могли защитить свой город). Что символизируют Золотой и Чёрный всадники? ( Чёрный всадник - это гибель, Золотой – символ нового дня, жизни). Какой эпизод произвёл на вас большее впечатление? Кому вы посоветуете посмотреть этот фильм?

Составление  синквейна

Крепость

Легендарная, героическая

Любить, обороняться, сражаться,

Защитить свою землю

Родина

Учитель. Спасибо всем за участие и активную работу. Фильм отлично подойдёт для семейного просмотра. Во  время каникул  вы можете пересмотреть его всей семьёй. Обсудить ещё раз поступки, характер персонажей.  Поделиться с родителями своим мнением, послушать мнение родителей.  

 

Саундтрек к фильму  (С.Трескунов, А.Кожикина «Твоя дорога»)

 

 

Источники:

  1. https://comedysong.ru/music/

 

Михаил Чертищев

OST "Крепость: щитом и мечом"

 
Семен Трескунов и Алиса Кожикина

КРЕПОСТЬ ЩИТОМ и МЕЧОМ - OST: Твоя Дорога

  1. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. –М., 2003
  2. https://allforchildren.ru/poetry/dne02.php
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. https://www.bbc.com/russian/blogs/2015/11/151109_blog_sherwood_patriotism
  5. Поисковая система Яндекс картинки. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. https://i.mycdn.me/i; Кузьма Минин на площади в Новгороде призывает сограждан к пожертвованиям https://yandex.ru/images/search
  6. https://www.youtube.com/watch?v=lbDQL8o3Ne8
Категория: Классный руководитель | Добавил: liubpershina (18.05.2022)
Просмотров: 293 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Министерство образования и науки РФ Информационно-образовательный портал Кировской области ФГОС Учитель года 2018 ФИРО

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz