Персональный сайт Першиной Любови Семёновны

Меню сайта
Учительская
Ученикам
Родителям
Категории
Советы, рекомендации, памятки [13]
Родительское собрание [6]
Мы учимся [13]
Переменка [2]
Урок [14]
Рабочие программы [9]
Внеурочная деятельность [5]
Классный руководитель [8]
Книга творческих работ [17]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Советы, рекомендации, памятки

Рекомендации родителям по развитию коммуникативных способностей младшего школьника.

Важнейшим условием развития умственных способностей младшего школьника является овладение правильной речью. Чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Для развития коммуникативных способностей, культуры речи ребенка большое значение имеет пример родителей. Красота родного языка, его правильность и многообразие познаются, прежде всего, в семье. Об этом надо помнить родителям и особенно следить за своей речью. Недопустимо в присутствии младшего школьника употреблять в речи жаргонную и ненормативную лексику. Обогащение словаря — важнейшая задача обучения и воспитания ученика начальных классов. Родители должны знать, что осуществляется оно не просто посредством механического заучивания слов. Нужно помочь ребенку понять сущность того, что слово выражает, научить его пользоваться словом в процессе изложения заданного урока, в быту, в общении с окружающими.

Дети любят делиться с близкими своими впечатлениями. Они с удовольствием по просьбе родителей будут рассказывать о том, что узнали нового в школе, чем занимались на уроке, что интересного встретилось по пути домой. Наиболее эффективной и доступной формой развития коммуникативных способностей ребенка является беседа. В процессе беседы со взрослыми дети узнают много нового, расширяют и систематизируют представления об окружающем, учатся логично излагать свои мысли, приобретают навык регулирования громкости и тона голоса. Беседа развивает связную, правильную и выразительную речь детей. Всякое рассуждение, сравнивание, вывод, вопрос требуют четких словесных формулировок. Ребенок в разговоре с родителями учится выражать свое мнение, доказывать его.

Хорошо, когда беседы с ребенком ведутся на самые разнообразные темы, например, деятельность самих учеников в школе, дома, во дворе, труд взрослых, события общественной жизни, беседы на морально этические темы, о природе, прочитанной книге, просмотренной телепередаче, взаимоотношениях с товарищами, играх. Внимательно выслушивая ребенка, задавая ему вопросы, родители учат употреблять распространенные предложения, логично излагать свою мысль. Очень важны и просто разговоры, происходящие в семье между детьми и взрослыми. Такие разговоры нередко носят интимный характер и не только способствуют нравственному развитию, но и развивают коммуникативные способности младшего школьника. Привычка быть откровенным и искренним в разговорах со взрослыми — основа формирования таких качеств, как правдивость, честность, доброжелательность.

Если ребенок затрудняется сам начать беседу или разговор, можно помочь ему: задать наводящие вопросы, предложить продолжить рассказ, начатый взрослым, или самостоятельно придумать рассказ на заданную тему.

На развитие коммуникативных способностей, эстетического вкуса, свойств характера ученика благотворно влияет выразительное чтение стихов. Если ребенок застенчив, не надо настаивать на том, чтобы он декламировал стихи в присутствии посторонних, нельзя запрещать декламировать их, если ребенок сильно картавит. Часто такие дети делают это очень эмоционально и забывают о своем недостатке. Возбудить интерес к выразительному чтению, стремление подражать лучшему образцу, помочь понять смысл того или иного произведения родители могут, организуя семейные поэтические вечера, прослушивание звукозаписей с доступными для младших школьников текстами.

В своей семье, опираясь на близких людей, ребенок делает первые шаги в мир культуры, поэтому для него очень важны ценностные ориентиры родителей. Здесь важно, что взрослые обращали особое внимание на произведения народной культуры: былины, считалки, скороговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, сказки. Дети очень легко воспринимают фольклорную поэзию, которая знакомит с красотой и разнообразием родного языка, делает речь более выразительной, эмоциональной. Родители могут пользоваться произведениями фольклора в быту, приучать детей искать и находить ситуации, которые можно охарактеризовать с помощью той или иной пословицы, поговорки, прибаутки.

Особое место в жизни младшего школьника продолжает занимать сказка. Чтение сказок — это путь для развития речи и обогащения духовного мира ребенка. Необходимо учитывать, что пересказ сказки после ее прочтения усиливает эмоциональное воздействие на ребенка и помогает установить прямой контакт с ним.

Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов должно стать семейной традицией, ритуалом, которого ребенок очень ждет. Важно и необходимо привлекать детей к обсуждению прочитанного, учить различать плохое и хорошее, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, обращаться к собственному опыту.

Дети, родители которых сами творят, читают вслух, рисуют, лепят, устраивают концерты, сочиняют сказки, поют хором и пр., получают больше шансов для развития коммуникативных способностей. Таким детям будет легче общаться с другими детьми (да и взрослыми) в дальнейшем.

Задача родителей — расширить круг общения ребенка. При совместном времяпровождении он должен получить радость от общения с близкими людьми.

Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним. Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и сформировать конкретные речевые умения и навыки, которые помогут ему в развитии коммуникативной сферы при дальнейшей социализации.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1978.

2. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. М.: Просвещение, 1986.

3. Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка. URL: http://www.minikids.ru/articles /?art=19.



Источник: http://n-shkola.ru/storage/archive/1434364409-1471450621.pdf
Категория: Советы, рекомендации, памятки | Добавил: liubpershina (26.01.2018)
Просмотров: 1074 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Министерство образования и науки РФ Информационно-образовательный портал Кировской области ФГОС Учитель года 2018 ФИРО

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz